Санкт-Петербург,
Невский, 70,
Дом журналиста
+7 (812) 670-2599
Перед открытием мы побеседовали с одним из его организаторов, председателем Союза журналистов России Владимиром Соловьёвым (на фото). Разговор, разумеется, вышел за рамки фестивальной темы.
– Владимир Геннадиевич, фестивалей документального кино не так мало, в чём особенность «Новой реальности»?
– Если начинать издалека, то стоит сказать, что более двадцати лет Союз журналистов в Ялте проводил телекинофорум «Вместе». Тогда телекинофорум существовал в расширенном формате, было и игровое кино, сейчас мы рассматриваем только телевизионные программы и документальные фильмы, потому что задача нашего союза – работа именно с документалистами и тележурналистами. На самом деле больших фестивалей этого профиля у нас в стране не так много: при московском фестивале (ММКФ) есть номинация документального кино, но она там как бы на отшибе. Был фестиваль «Артдокфест» Виталия Манского, но он уехал за рубеж, да и картины там подбирались в основном прозападные, русофобские, так что большого фестиваля документального кино и телевизионных программ у нас не было. Воспользовавшись опытом телекинофорума «Вместе» – он из-за пандемии два года не проводился, а сейчас благодаря фонду культурных инициатив наконец мы получили грант, – решили делать «Новую реальность». И действительно новая – мы живём на сломе эпох, когда очень многое и очень быстро меняется, и эти процессы фиксируют наши коллеги тележурналисты и документалисты. Важно почувствовать нерв времени и постараться донести его до зрителя.
– И какие представлены фильмы и темы?
– Очень много поступило программ и фильмов, связанных с Донбассом, среди них блестящие, снятые с риском для жизни нашими героическими корреспондентами, ну и конечно, обычная мирная жизнь страны – она тоже непростая и широко представлена на фестивале. Мы даже не ожидали, что придёт так много работ: 360 из пятидесяти трёх регионов России и семи стран. Всего девять номинаций, мы добавили номинацию короткометражных фильмов.
Посмотрим, что получится, это первый опыт. По понятным причинам фестиваль нельзя было проводить в Ялте, самолёты в Симферополь не летают, поезда забиты отдыхающими. И потому решили проводить в другом городе.
– Почему именно в Туле?
– Здесь мы не раз проводили форумы, у нас сложились очень хорошие отношения с губернатором, руководством города. Тут крайне интересная молодёжно-тусовочная площадка, в самом центре города – старый завод, переоборудованный в современный лофт, где есть кинозалы, библиотеки, площадки для лекций, кафе, рестораны, и остались элементы старых станков – очень красиво получилось. И именно здесь мы решили провести фестиваль: круглые столы, показы, встречи с известными людьми. Кроме того, это красивейший древний город, здесь замечательный Музей обороны Тулы, где декорации реального вокзала времён войны, знаменитой колокольни, с которой отстреливались сотрудники НКВД, когда наступали фашисты. Мы туда повезём гостей фестиваля, фестивальные показы будут и в Ясной Поляне…
– А кто будет участвовать в дискуссиях, круглых столах?
– Фестиваль мы задумывали вместе с Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ), которую возглавляет мой крёстный отец на ТВ Эдуард Михайлович Сагалаев – надеюсь, он сможет приехать, также генеральный директор НАТ Александр Широких проведёт мастер-класс и расскажет о современных тенденциях в документальном кино, приедут автор программ о кино Иван Кудрявцев, всем известные Юрий Поляков, Виталий Третьяков и многие другие. У гостей фестиваля и местной молодёжи будет возможность с ними встретиться и пообщаться!
– Вы сказали, что сейчас время стремительных перемен, однако в художественной среде их не все принимают, а как в журналистском сообществе?
– Некоторая часть наших коллег с либеральными взглядами уехала, из тех, кого, например, я знаю лично, это – Жанна Агалакова и Вадим Глускер. Из Союза журналистов вышли несколько человек, среди них Невзоров, который, оказывается, даже за два года вперёд заплатил взносы. Раньше он делал программы и фильмы, которые я уважал, но сейчас Невзоров нарушает все человеческие каноны, не говоря уже об этике журналиста, – я стараюсь не высказываться о коллегах резко, но тут в одном из интервью сказал, что ему нужна помощь психиатра, после чего он объявил, что выходит из союза. Но таких единицы, подавляющее большинство в своей работе курс страны поддерживают. Недавно мы были в Луганске, привезли туда семнадцать известных журналистов разного спектра, от политобозревателя «Комсомолки» Александра Гамова до ведущего стрима на «Ютьюбе» Трофима Татаренкова, более известного как TroBarbarossa. И все они выступали на двухдневной совместной конференции («Журналистика без границ»), где было более ста луганских коллег, мы подписали соглашение о сотрудничестве, встретились с главой республики – информация об этом оказалась в Сети, и в ночь украинцы запустили «Точку-У», хотя до этого много месяцев Луганск не бомбили. Она летела в центр города, где дом правительства и наш отель недалеко, но ПВО удалось ракету сбить, мы наутро поехали туда, где она взорвалась, там снесло целый дом, воронка с половину моего кабинета…
– Вы говорили, что в фестивале участвуют документалисты из разных стран, – значит, нас не бойкотируют?
– В основном работы присылают коллеги из стран СНГ.
– А западные журналисты?
– Там только самые смелые решаются идти против мейнстрима, а основная часть зомбирует свою общественность и сама зомбирована. Иногда общаешься с западными коллегами, знакомишь их с фактами, доказательствами, а они их отметают, не вникая, берут только то, что им выгодно. На украинской стороне работает огромное количество зарубежных журналистов, но они понемногу приезжают и на Донбасс, в основном это представители Китая, Индии, арабского Востока, Латинской Америки и Африки. Эта часть мира не против России, появляются и отдельные коллеги из западных стран, у которых шоры с глаз упали, думаю, их будет всё больше и больше.
Что касается международного журналистского движения, наш союз входит в самую большую и уважаемую организацию мира, Международную федерацию журналистов (МФЖ) со штаб-квартирой в Брюсселе, в которую входит более шестисот тысяч журналистов из 187 стран. Мы продолжаем находиться в составе МФЖ – на последнем съезде, который проходил в Омане, украинский, немецкий и два скандинавских союза требовали нас исключить, но президент МФЖ, отважная француженка Доменик Прадали, и основная часть руководства союза их не поддержали.
– Обстановка в связи с СВО сложная, на работу журналистов это накладывает определённые ограничения, как вы думаете, когда они будут сняты?
– Как только операция завершится, мы будем настаивать, чтобы эти ограничения были сняты, и журналисты будут работать, как и прежде.
– Когда, по вашему мнению, это произойдёт?
– Трудно сказать, по моим ощущениям – ещё несколько месяцев, может быть, до следующего года этот процесс протянется. Ситуация очень непростая, и информационная война, которая ведётся против России, – небывалая, без всяких правил, с применением самых циничных технологий.
– Говорят, инфовойну мы проигрываем, может быть, врага надо бить его же оружием?
– Ни в коем случае! Нельзя опускаться до фейков, до той грязи, что идёт с украинских, американских, английских центров спецпропаганды. Но я бы не сказал, что мы проигрываем информационную войну. Задача такой войны – посеять сомнение в общественное сознание противника. Но благодаря самоотверженной работе наших военкоров у наших оппонентов это не получается, что видно по социологии. Влиять же отсюда на западное общественное сознание очень трудно, все каналы передачи информации перерезаны, только очень интересующиеся люди на Западе могут добраться до объективной информации, а большинству это и не нужно.
– Возвратимся к фестивалю, вы говорили, что есть номинация короткометражных фильмов, а как задействована блогосфера, на сетевых ресурсах появляются подчас очень яркие короткие ролики?
– Нет, блогеров мы не привлекали, мы сотрудничаем только с официально зарегистрированными СМИ. Профессиональный журналист обязан отвечать за свои слова, а блогер – нет.
– Среди них есть талантливые люди.
– Да, есть, но у нас разные задачи, у них – зарабатывание денег, творческое самовыражение и никаких самоограничений, а мы вынуждены многократно перепроверять информацию, поэтому зачастую запаздываем в сравнении с блогерами, вбрасывающими непроверенную информацию на многомиллионную аудиторию. Однако всё больше люди вынуждены верифицировать информацию и, обжёгшись на множестве фейков-страшилок (особенно это было заметно во время пандемии), возвращаются к заслуживающим доверие СМИ. И наша задача – это доверие сохранить.
Беседу вёл
Александр Кондрашов
© 2020, Региональная общественная организация «Санкт-Петербургский союз журналистов» - Санкт-Петербургское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России».