Авторские блоги

09.03.2021
Ашот Джазоян: Цифровые казаки Задонска
Ашот ДжазоянНедавно я побывал в Задонске: город с удивительной аурой, невероятными храмами и памятниками старины. С казацкой закваской. За 400 километров от Москвы. По приглашению газеты «Задонская правда» я выехал в Липецкую область на мастер-класс. Ехал и представлял себя, ну, не то чтобы столичным гостем, но желание поразить воображение задонцев у меня было. В местный кинотеатр набилось много народу: журналисты, блогеры, студенты, учащиеся техникумов и даже школьники. Среда была активная, и в зрительном зале все время что-то происходило. Была не просто живая человеческая реа
28.01.2021
Рафаэль Гусейнов: Обитель зла. Почему человечество не усвоило самые страшные уроки истории
Рафаэль Гусейнов27 января 1945 г. был освобожден нацистский концлагерь Освенцим. Во всём мире отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Есть разные события в жизни человечества, о которых потомки помнят много лет, иногда – столетиями. Это и рождения великих учёных, писателей, артистов; и победы человеческого разума над болезнями; и выдающиеся открытия, изменившие историю. И милосерд­ные поступки отдельных людей, которые иногда совершались ценою их жизней. Грешники без могил Но есть и такие события в нашей истории, о которых хочется забыть навсегда, стереть из па
12.01.2021
Рафаэль Гусейнов: Гламурный Бандера
Ради политики палача Степана Бандеру превратили в героя
Последний аргумент
Мы долго спорили, что опаснее для печатной прессы – проблемы доставки или Интернет? Похоже, что в списке угроз всё отчётливей проявляется ещё один аргумент. В одном регионе редактор ввязалась в орфографическую дискуссию с муниципальным главой и на следующий день была уволена. В другом – обанкротившаяся типография потащила на дно редакцию, и учредители без тени смущения прикрыли газету. В третьем чиновники с бухты-барахты выложили перед опытнейшим редактором приказ о немедленном увольнении. В четвертом решили поменять форму собственности редакции, не тратя времени на обсужде
Есть два мнения – пресс-службы Минздрава и неправильное
Практически все основные российские СМИ – и федеральные, и региональные – процитировали блистательный документ, вышедший из недр Минздрава. Подлинность этого письма уже подтвердили в ведомстве. Согласно его тексту, любые комментарии и публичные заявления по теме новой коронавирусной инфекции должны согласовываться в письменной или устной форме с пресс-службой министерства, пишет ТАСС. Требование адресовано руководителям подведомственных учреждений министерства, а также главным внештатным специалистам. Перевожу на русский: иных мнений чиновники не потерпят. А то нашлись, понимаеш
«Секта свидетелей Коронавируса»
А провизор в аптеке и говорит: «Масок нет, но они все равно и не спасут. Это как чума». Провизор. Аптека. Наши дни. В аптеке масок нет, а коронавирус как чума. Когда появился интернет, а затем социальные сети, часто приходилось слышать фразу «теперь точно наступит счастье». Все должны были стать умнее, сознательнее и граждански ответственнее. И вот интернет есть, а счастья и всего остального нет. «Секта свидетелей Коронавируса»— явление интернациональное. Оно не зависит от расы, вероисповедания, проживания в «проклятом совке» или &laq
О том, как на Первом канале мы поговорили о возможном сокращении новогодних каникул
На коронавирусной волне возникают всё новые бестактные предложения. Сенатор Андрей Кутепов выдвинул инициативу: а давайте сократим все эти выходные в Новый год, оставим только 7 января. А ведь он – глава экономического Комитета. Чем обосновал? Мол, надо компенсировать вынужденный простой экономики. В любой другой ситуации я, может, и был бы «за». Ниже объясню, почему. Но сегодня я – против. Как и подавляющее большинство экспертов, собравшихся в студии программы «Время покажет». Начнем с того, что это не граждане прогуляли апрель и май. Это власти заста
Как работать с аудиторией: советы малой прессе
Журналиста гонораром не корми — дай в конкурсе принять участие. У каждого ведь текст хороший есть, залюбуешься. А вот когда на конкурс надо представлять работу с аудиторией — тут уже могут быть проблемы и вопросы. А разве надо с ней работать? А что к этому относится? Пока мы эти вопросы задаем (а иногда даже не задумываемся о них), читатели наши и убегают, сверкая пятками. В погоню за ними отправились на петербургском фестивале малой прессы. ПОПАСТЬ В ЗАКЛАДКИ Не первый год подряд в Высшей школе журналистики СПбГУ мы собираем вместе журналистов муниципальных, районных и
Не всем пандемия беда, или окно возможностей Уроки изоляции. Продолжение
Благодаря настойчивости журналистского сообщества правительство причислило СМИ к отраслям, наиболее пострадавшим от пандемии, и прописало довольно-таки обширный перечень мер поддержки, увы, пока доступных не всем в силу правовых нюансов. Материальные следы господдержки прессе на региональном уровне не различимы. В первые дни изоляции газеты признали товарами первой необходимости, дали добро на работу киосков – вот, пожалуй, и все свидетельства доброй воли. Розница всё равно рухнула, народ опасался ходить за газетами. В Белгороде не помогла даже сопутствующая торговля масками, её
Давайте мыслить позитивно!
Сидим дома, прилипли к экранам гаджетов. Конференции в зумах и скайпах, переписка в мессенджерах и почте. На улицу стараемся не выходить. Кто-то боится вируса, кто-то штрафа, кто-то - и того, и другого. Была надежда, что ко Дню Победы мы победим напавший covid. Выйдем все на улицу смотреть парад, радоваться салюту, вместе вспоминать своих родных, отдавших жизнь за наше будущее и настоящее. Выйдем и отпразднуем победу над вирусом, поблагодарим врачей и всех причастных к борьбе с невидимым врагом. Этого не случилось. «Нам нужна одна победа, одна на всех...»
Почему журналистов и пиарщиков нужно учить вместе
Почему журналистов и пиарщиков нужно учить вместе Ровно по той же причине, по которой совместное образование мальчиков и девочек быстрее адаптирует их к реальной жизни. Удивительно, что до сих пор бойцы одного невидимого фронта учатся в разных разведшколах. ОДНО ПОЛЕ — РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ Деление на «профессии» внутри современного коммуникационного пространства уже не актуально. Есть специфическая задача, которую универсальный коммуникатор получил сегодня в конкретном медиа. Например, написать пресс-релиз от имени компании, сделать пост в социальной се
Разбор пролётов
«Не айс. Зашквар. Унылые штампы. Нелепо. Бездарно» – одни члены журналистской группы с аппетитом кушали других. В выражениях не стеснялись, но перед тем, как укусить побольнее, заглядывали в профили, дабы удостовериться в безнаказанности. Нескольких полос, небезупречной, но вполне исправно исполняющей свои функции муниципальной газеты оказалось достаточным для пробуждения армии неистовых знатоков. Доселе смирные граждане возбудились как коты, прознавшие о валерьянке. «Я рыдаю. Очуметь. Чудовищно. Трэш». Мы вправе критиковать внешность и содержание газеты люб
Что накликал, тому и лайк
Главным экраном доставки информации в прошлом году стал смартфон. 85% пользователей интернета в России в 2019 году заходили в сеть с мобильных устройств. Все мобильно О чем говорит эта тенденция? Надо делать адаптивные сайты. С экрана смартфона не удобно читать большие статьи. Фото и видео замещают текст. В одном устройстве собраны все приложения: соцсети, месенджеры, банковские сервисы, браузер для интернет-серфинга и много другое. Мы уже не можем долго удерживать внимание на чем-то одном. Начал читать статью, тут пришло сообщение в What's App, ответил, всплыло сообщение почты и так
Ни то ни сё
«В маленьком городе невозможно делать хорошую газету». Точка. Окончательный приговор всей провинциальной прессе России выносится с регулярностью примерно раз в месяц. Судьи живут в разных концах страны, роднит их безапелляционность суждений и широкая известность в узких кругах. Люди-невидимки из невидимок-редакций – «не писал, не читал, не участвовал». Им не нужны форумы и фестивали, конкурсы, профессиональные журналы и книги. Они уверены, что беспорядочные набеги в социальные сети – себя показать и других посмотреть, достаточны для знания, чем живёт мир
О любви редактора к своему медиа
Любовь редактора к своему медиа проходит 5 стадий. 1. Редактор влюблен в свое детище. Миллион новых форматов и спецпроектов. Работа ночами. Аккаунты во всех соцсетях. Заголовки с восклицательными знаками. Рекламные баннеры в каждой дырке. Каждый день новые опросы на сайте. Конкурсы и интерактив с читателями. Полный хаос и отсутствие планов на будущее - важно здесь и сейчас. 2. У редактора кончились первые инвестиции и он задумывается, может стоит выражать свое внимание любимой поскромнее. Заброшены новые рубрики. Формат "картинка + текст" начинает вытеснять остальные. Фотограф уш
Давай погадаю, всю правду скажу
Вот и пришёл этот двадцатый год, о котором мы так страстно спорили восемь лет назад. Дело было на психолого-футуристическом тренинге в одном из уральских регионов. «Что нужно делать сегодня, чтобы в 2020 году остаться в профессии?» - было начертано на наших знамёнах. Как водится, нашего человека хлебом не корми, дай помечтать о светлом будущем, посему коллективная фантазия зашкаливала. Редакторам и журналистам местных газет грезились чудо-мониторы на веках глаз, съедобные газеты трубочкой, передовицы на облаках. Из нафантазированного технологически почти ничего не сбылось, да
Победителей не судят
Зачем вообще нужны журналистские конкурсы? Это же не спорт, где рулеткой и секундомером фиксируют результат. В творчестве все субъективно – нравится, не нравится, и может зависеть от того, чем закусывал вчера член жюри Иван Иванович, кто наступил на ногу члену жюри Петру Петровичу, и на кого из участниц положил глаз член жюри Сидор Сидорович. Не удостоенных пьедестала и раздосадованных этим конкурсантов можно разделить на три категории. Самые страшные – вечные отличники, с младых ногтей приученные любой ценой брать победу. Для такого стать первым в очереди из двух человек &ndash
Большое Сжатие
В девяностые случился Большой взрыв, наша Вселенная стремительно расширялась. Чуть ли не ежедневно рождались газеты, журналы, телеканалы. Мы были чемпионами по числу средств массовой информации на душу населения. - Зачем вам столько? - воскликнул норвежский редактор, выслушав наши гордые рассказы о городках, где издаётся по десятку газет. Не понимал, где они берут кадры, рекламу, читателей. Мы тоже не знали, догадывались, что в этом бизнесе главное звено не аудитория - спонсоры. Фраза про власть, газеты и пароходы, сказанная чуть ли не в прошлой жизни заставила трепетать наше сообщество.
Мир надежд моих*
— Какие газеты, везде будет один SMM, — почти дословно повторила навязчивую киноцитату студентка на дискуссии о будущем прессы. Во мне включился экзаменатор: — А что такое SMM? Она замялась, припав к телефону, подруги попытались помочь, но с русского назад на английский скороговорка почему-то не переводилась. — А как вы собираетесь применять SMM в родном городе? — Узко мыслите, — срезала меня юная поросль, — кто вам сказал, что мы останемся здесь? Сам того не желая, наступил на Большую Мечту Нового Поколения. Извините, короли и короле