О вызовах и новых точках роста региональных телекомпаний говорили на Форуме современной журналистки "Вся Россия-2022" (12+). Специальная сессия была организована Национальной ассоциацией телевидения (НАТ). Ее модераторами выступили генеральный директор НАТ Александр Широких и руководитель Школы НАТ Елена Макарова.
- Когда говорят о том, что телевидение «умерло», это – не верно. По статистике, сегодня россияне в среднем смотрят телевизор 216 минут в день и 211 минут «проводят» в сети Интернет. Конечно, региональное телевидение испытывает массу проблем, включаю потерю рекламодателей из-за пандемии, развития интернет-ресурсов, миграцию в цифру, демпинг федеральных каналов на региональных рынках, кадровые вопросы, исключение региональных телекомпаний из цепочки власть-избиратель из-за развития социальных сетей. Сегодня мы уже не сообщаем новости первыми, значит необходимо найти свой новый подход, - отметил Александр Широких.
Среди основных тенденций регионального телевидения генеральный директор НАТ отметил активное освоения диджитал-пространства, массовое отключение аналога, создание региональных медиахолдингов, отвязку от линейного ТВ и работу в различных средах, а также изменение медиапотребления.
- Для развития прежде всего необходимо понимать – что нужно зрителю регионального канала? Поэтому контент нужно подбирать под аудиторию, а не подстраивать ее под себя. Среди актуальных советов – больше жизни, больше локала, больше гостей, динамики, информативности, интерактива, меньше официоза и канцеляризмов, - посоветовал генеральный директор НАТ Александр Широких.
Своим способом возрождения регионального телеканала с участниками Форума поделилась генеральный директор ТРК «Липецкое время» Наталья Калугина. Если в марте 2021 года охват вещания компании составлял 28 тысяч зрителей, то к маю 2022 года он вырос до 203 тысяч, а телекомпания стала второй в рейтинге региональных телеканалов.
- Нашим главным козырем стал прямой эфир. Прежде всего мы изучили успешные практики региональных телекомпаний, провели аудит контента, нашли экспертов, которые помогли организовать работу телекомпании в режиме прямого эфира. Конечно, были страхи, что нет контента, нет людей, которые все это сделают, нет времени на подготовку. Но было желание стать круче. В итоге, сегодня мы делаем восемь часов прямого эфира, наша главная вечерняя информационная программа – это три часа прямого эфира, - рассказала Наталья Калугина.
Основная информационная вечерняя программа на канале «Липецкое время» включает новости, причем не только региональные и местные, но и федеральные, благодаря чему зритель не переключается на другие каналы, общение с экспертами и различные спецпроекты. Очень востребованной оказалась обратная связь, информационная программа превратилась в самый быстрый канал по связи с властью.
- Если зритель не идет к нам, то мы сами идем к нему. Мы установили наши экраны в общественном транспорте, где вещаем наши новости, и, конечно же, рекламу. Прямые эфиры – это самый «дешевый» вариант телевидения, - отметила генеральный директор ТРК «Липецкое время» Наталья Калугина.
Президент сочинской «Макс Медиа Групп» Михаил Микшис рассказал о возможности развитии регионального информационного холдинга с помощью специального туристического канала. Он содержит набор микрофильмов продолжительностью 2-3 минуты, которые круглосуточно транслируются в учреждениях города Сочи, в частности, в отелях.
- Естественно, для нас всегда стоит вопрос монетизации. Сегодня, несмотря на очень затратное производство фильмов с использование квадрокоптеров или съемок с вертолета, канал приносит прибыль. Он превратился в своеобразный телевизионный глянец. Главный источник монетизации – реклама люксовых брендов или мероприятий, которые проходят в Сочи, - рассказал Михаил Микшис.
Одним из путей финансовой поддержки и развития региональных телеканалов может стать получение грантов. Так, за прошедшие полтора года омской телекомпании «12 канал» удалось реализовать 14 грантовых проектов и привлечь на это 30 миллионов рублей. Один из таких проектов - фильм «Непокоренный».
- Сегодня существует ряд институтов, которые предоставляют гранты для региональных телекомпаний. Среди них – Фонд Президентских грантов, Фонд развития культурных инициатив, Институт развития Интернета и так далее. У каждого из них свои требования и суммы. Главный залог успеха получения граната – это идея и профессиональный грантрайтер – специалист, который оформляет все документы, - поделился генеральный директор телекомпании «12 канал» Артем Серов.
Реализация грантового проекта состоит из нескольких этапов. Прежде всего креативный отдел формирует идею, а грантрайтер, который мониторит списки возможных конкурсов, выбирает подходящий, далее следует расчет бюджета с экономистами и бухгалтерами, после чего подается заявка. При этом телекомпании могут получать гранты не только самостоятельно, но и в партнерстве с НКО.
Форум современной журналистки "Вся Россия -2022" (12+) проходит в Сочи с 23 по 27 сентября. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.