В рамках Форума современной журналистики «Вся Россия-2019» состоялась дискуссия на тему «Государство и медиасообщество: как сбалансировать государственные и общественные интересы», в которой принял участие глава Роскомнадзора Александр Жаров.
– Мы не раз встречались с руководством Роскомнадзора, обсуждали наши общие проблемы и думали, каким образом объявлять о принятых решениях. В том числе рассматривается возможность размещения на сайте СЖР банера, который будет направлять в специальный раздел Роскомнадзора, где будут публиковаться свежие актуальные данные о блокировке СМИ и её причинах, - рассказал руководитель Союза журналистов России Владимир Соловьёв.
Во время встречи руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций рассказал о взаимодействии с журналистами, о профилактической работе со СМИ и её результатах. Александр Жаров сообщил, что в настоящее время работают автоматизированные системы мониторинга, которые позволяют ежедневно отслеживать онлайн около 11 тысяч источников информации. И по сравнению с 2016 годом, когда эта работа осуществлялась вручную, уже появились ощутимые результаты. Вместе с тем, приносит плоды и профилактическая работа. Если в 2016 году количество нарушений составляло порядка 6,5 тысяч, то ожидается, что в 2019 году их будет не более 4 тысяч. Роскомнадзор нацелен на профилактику нарушений, на их предупреждение.
– Практически исчезли нарушения закона по статье, описывающей недопустимость злоупотребления свободой СМИ. В 2019 году было выдано 14 предупреждений, в то время как еще в 2018 году таких предупреждений было 30. Практически исчезли нарушения, связанные с распространением информации экстремистского характера, в 2019 году было сделано всего одно такое предупреждение, - отметил Александр Жаров.
Фиксируется по стране рост нарушений, связанных с законом о защите детей от негативной информации. В ходе мониторинга за первое полугодие 2019 выявлено 494 таких нарушения, что на 9,5% больше, чем годом ранее. В Роскомнадзоре обеспокоены данным фактом, Александр Жаров высказал мнение, что тема требует большего внимания со стороны редакций.
– Мы считаем, что возрастная маркировка СМИ себя оправдывает и много раз на эту тему говорили: маркировка необходима родителям и воспитателям. Она помогает им принимать решение – давать ребенку смотреть тот или иной сюжет или нет. На последнем медиафоруме ОНФ этот вопрос поднимался, мы вместе с моим коллегой, председателем профильного комитета Государственной Думы Леонидом Левиным его обсудили, подготовили поправки к закону о СМИ. Суть их заключается в том, что у руководства компании может появиться возможность заключить гражданско-правовой договор, в соответствии с которым ответственность ложится на владельца передачи, а не на главного редактора СМИ. Вторая категория поправок аналогично связана со зрелищными мероприятиями: Предполагается, что внесенные поправки сделают ответственными тех, кто проводит мероприятия и размещает анонсы в СМИ, – подчеркнул Жаров.
Два новых закона: о фейковых новостях и оскорблении символов государственной власти вызвали массу дискуссий. Жаров разъяснил, что закон применяется исключительно в отношении определенных конституцией символов: герба, флага, гимна, Президента, правительства и федерального собрания.
С момента вступления в силу закона поступило 36 требований генпрокуратуры в отношении 62 информационных материалов, все требования касались не СМИ, а социальных сетей. В 58 случаях из 62 удалось добиться удаления этих материалов, а четыре материала было заблокировано.
Что касается фейковых новостей – тема эта болезненная и острая. С момента вступления в силу нового закона в Роскомнадзор поступило 10 требований генеральной прокуратуры в отношении 47 страниц сайтов, содержащих недостоверную информацию. Еще 128 «зеркал» с аналогичными сообщениями было выявлено специалистами Роскомнадзора. По словам Александра Жарова, информация удалялась в течение 1-3 часов, в настоящее время обозначена задача сокращать это время.