Санкт-Петербург,
Невский, 70,
Дом журналиста

+7 (812) 670-2599

«Зайти можно, выйти — нет»: закон об иноагентах нужно менять или отменять

A A= A+ 19.10.2021

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Вечер минувшей пятницы для журналистов ИА «Росбалт» и Republic (их учредители АО «РС-Балт» и ООО «Москоу диджитал медиа» признаны Минюстом РФ иноагентами) стал не долгожданным завершением рабочей недели, а началом новой и тревожной реальности. Теперь в списке СМИ-иноагентов целых 88 наименований, и как жить с этим новым статусом, неясно никому. Очевидно одно — бесконечно разрастаться этот перечень не может, а непрозрачность процедуры и отсутствие убедительных доводов от регулятора лишь подрывает легитимность закона.

18 октября состоялось первое заседание комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, в конце которого глава Союза журналистов России Владимир Соловьёв передал председателю пакет поправок в закон о СМИ-иноагентах.

Какие изменения нужно вносить немедленно? Есть ли шансы на то, что их примут, а «заклейменных» реабилитируют? «Росбалт» узнал у депутатов, журналистов и правозащитников.

Владимир Соловьёв, глава Союза журналистов России:

«Вчера прошло первое заседание комитета, но в повестке дня моего выступления не было, и поправки в закон о СМИ-иноагентах обсудить не удалось. Однако я передал председателю Александру Хинштейну целую пачку предложений — надеюсь, вскоре их рассмотрят.

Главное наше предложение в том, чтобы решение о статусе иноагента принимал суд, а не Роскомнадзор с Росфинмониторингом, которые спускают его в Минюст. Кроме того, у каждого СМИ должно быть право на ошибку. Если какие-то ведомства заметили нарушение законов, они должны предупредить руководство издания, дать время. Сегодня же журналисты узнают о случившемся от коллег.

Удивляет и то, что от физических лиц требуют указывать маркировку иноагента даже в соцсетях — пусть даже они постят, извините, котиков. Непонятна и ситуация с премиями, конгрессами, оплатой билетов во время заграничных командировок — из-за любого перевода из-за рубежа можно попасть в иноагенты».

Кругом иноагенты: дошла очередь и до «Росбалта»Складывается ощущение, что скоро все независимые СМИ России попадут в минюстовский реестр «врагов народа».

Николай Сванидзе, журналист, общественный деятель:

«Ситуация просто зверская. Скоро среди журналистов иноагентов у нас будет больше, чем неиноагентов. Это полная катастрофа для медийного поля и нашей общественной жизни в целом. Закон абсолютно сырой и сформулирован так, что попасть в список может кто угодно. Причем зайти можно, а выйти — нет, одностороннее движение. Даже физические лица теперь живут под угрозой уголовного наказания.

Странно, что наш закон об иноагентах постоянно сравнивают с американским — ведь они совсем не похожи, и в США он практически не применяется».

Александр Ющенко, депутат ГосДумы от КПРФ, член комиссии по информационной политике:

«Пока поправки в закон об иноагентах мы не обсуждали, но будем — и внимательно рассмотрим все предложения. Когда именно — пока сказать не могу, я не знаю. Но это актуально, учитывая, что «Росбалт» недавно признали иноагентом и даже не объяснили, почему.

Понятно, что в законе важно прописать четкие критерии, по которым СМИ присваивают статус иноагента, они должны быть прозрачны и доказуемы. Претензии нужно предъявлять СМИ заблаговременно, чтобы была этапность присвоения статуса. Сегодня это больше похоже на ушат холодной воды. А вдруг изданию сделали пожертвование из-за рубежа, и руководство еще не знает об этом? Должно быть время на устранение ошибки. Процедуру нужно сделать открытой, карающего меча быть не должно.

Что касается остальных деталей — какова может быть доля иностранных вливаний, 15% или 30% — это все вторично, нужно сформулировать принципиальные критерии».

Источник: РОСБАЛТ
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER