Санкт-Петербург,
Невский, 70,
Дом журналиста
+7 (812) 670-2599
События, описанные в этом фельетоне, не имеют ничего общего с действительностью, ни у одного персонажа нет реального прототипа.
Поздним вечером, когда даже уши у стен уже спали, декан факультета имени журналистики Пантюхина тихо проскользнула в кабинет ректора Университета имени образования Огородникова.
— Вот и доигрались, — прошептала Пантюхина, – у нас на факультете опять завелся профессионал.
— Как так?! – тихо вскричал ректор. – Мы же всех уже вытравили.
— Всех да не всех. Лихоборский снова по коридорам бродит, лекции читает.
— А что вам не нравится? Он же безобидный. Как декан вы его вполне подло, втихаря, за спиной подсидели, он и глазом моргнуть не успел. Должность ваша, а так-то – пусть бродит, лекции читает.
— Да ни за что! Он же и в газетах работал, и на телевидении работал, в этом разбирается, а в этом – и вовсе ас из асов. И как будут выглядеть на его фоне педагоги, которых я мучительно собирала? А ведь они маркетологи и экономисты, химики-технологи и товароведы. Ни черта в журналистике не смыслят, да это и не нужно. Да и сама я рекламщица, мне ближе кафедра надувательства и карьеризма, в смысле – рекламы и общественных связей. Студенты – простофили, ничего не поймут, а Лихоборский возьмет да и на чистую воду всех нас выведет. К тому же, сто часов Лихоборского очень нужны Есении Леонардовне, чтобы закрыть нагрузку и получать полную зарплату.
— А это еще кто?
— Завкафедрой имени журналистики. Экономист, психолог и переводчик в одном лице. Ну, и пусть журналистику попреподает. Какая разница, кто ее преподавать будет? Переводчик, химик-технолог или товаровед? Все равно никто из них про журналистику ничего не знает. Зато – Есения Леонардовна научилась скачивать презентации из интернета.
— Это полезный навык, — ректор задумался. – Да, вы правы, профессионала надо вытравить, а то он вам на факультете имени журналистики всю систему образования порушит.
— Спасибо. Но хотелось бы сделать это максимально подло, гадко и низко. Чтоб у него даже мысли не возникло когда-нибудь к нам вернуться.
— Ну, разумеется. Делайте, как вы любите и умеете.
Следующее занятие у студентов вела уже Есения Леонардовна. Прямо с порога она слегка озадачила ребят, кратко ознакомив их со своей трудовой биографией.
— Я по образованию экономист, психолог и переводчик. Но, поскольку в этих областях достигла уже таких высот, что стремиться некуда, решила вот попреподавать вам журналистику.
Любому человеку перевод на русский язык этого словесного па предельно ясен: поскольку из меня не получилось ни экономиста, ни психолога, ни переводчика, я решила заняться самым простым делом: преподавать журналистику. Студенты смысл сказанного уловили. И у них возник внутренний вопрос: а почему Есения Леонардовна должна учиться учить журналистике за наш счет, а не за свой?
Возникла еще одна проблема. Оказалось, что вчерашние школьники, прослушав пару лекций Лихоборского, уже разбираются в журналистике немного лучше, чем Есения Леонардовна. На любой вопрос, возникающий по ходу просмотра скачанных из интернета презентаций, у Есении Леонардовны было только два варианта ответа: 1. Об этом мы будем говорить позже; 2. Это можно легко загуглить.
И тогда студенты пошли к ректору с простой просьбой: а давайте главный предмет – основы журналистской деятельности – будет вести у нас журналист-профессионал, а не экономист-психолог-переводчик, не химик-технолог и не товаровед.
А ректор, будучи искусным дипломатом, вылил на Лихоборского (но у него за спиной, естественно) заготовленный ушат грязи и сказал важное:
— Основы журналистской деятельности – это не главный предмет на факультете имени журналистики!
А какой – главный, ректор не пояснил, но студенты подумали, что – физкультура, натянули кроссовки, надели спортивную форму и принялись бегать вокруг Университета имени образования.
А декан факультета имени журналистики очень обиделась. «Я для них массовиком-затейником работаю, — внутри себя всхлипывала декан. — И туда их вожу, и сюда. И туда посылаю, и сюда тоже. Знаменитых телеведущих с каналов «Ювелирочка» и «Магазин на диване» к ним приглашала, стенды на выставках им показывала, тим-билдингом с ними занималась, скил-боксами просто заваливала, в маркетинг их с головой опускала, коммуницировала с ними безостановочно, а они – свиньи неблагодарные. Профессионала им подавай! Вот лишу их мастер-класса по мейк-апу, будут тогда знать!»
А Лихоборский вечером включил телевизор, показывали «Бесогон» Никиты Михалкова. И там – короткое видео. Уличный электронный стенд со сменяющимися рекламами. Первая – Герой России, звание, имя, фамилия, портрет. Вторая – Герой России, звание, имя, фамилия, портрет. И третья – очень крупно: утилизация, а мелко – название сети магазинов. И комментарий Никиты Сергеевича: мол, взяли и утилизировали наших героев, и никто не подумал, какие картинки на стенде идут друг за другом. Но мэтр оговорился: «А другие скажут: а чё такого-то?»
И Лихоборский подумал: «Да, вот они – воспитанники пантюхиных, это их работа, это они героев утилизировали. Журналистика на факультетах имени журналистики – и впрямь не главный предмет. Журналистика сегодня – это не о смыслах, а о продажах. Вот ее товароведы и преподают. Пополам с экономистами, психологами и химиками-технологами. А чё такого-то?»
Алексей Вишневецкий.
© 2020, Региональная общественная организация «Санкт-Петербургский союз журналистов» - Санкт-Петербургское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России».