Санкт-Петербург,
Невский, 70,
Дом журналиста
+7 (812) 670-2599
Добро пожаловать в интернет 1994 года. Здесь довольно пусто: нет ни поиска, ни новостей, ни соцсетей. А что есть? И какие явления скоро умрут, а какие вырастут в сервисы, где мы будем "жить"?
7 апреля 1994 года в России зарегистрировали домен ru и внесли его в международную базу национальных доменов. Так официально появился Рунет, в ближайшие три-четыре года он остается очень дорогим и труднодоступным для большинства россиян. Он проигрывает по числу пользователей любительской сети Фидонет. Первые блогеры — их называли обозреватели — никак не зарабатывают на своей популярности. Здесь вообще никто не зарабатывает: ни основатели новых поисковиков-гигантов, как "Яндекс" и Rambler, ни инвесторы, рискнувшие в них вложиться, ни рекламщики, пытающиеся объяснить клиентам, что когда-то интернет будет мощнее ТВ. Рассказываем подробно, что происходило в эпоху зарождения Рунета и как он превращался в современный и всем понятный интернет.
Вообще, русскоязычный интернет существовал до появления домена ru.
Эту историю можно начать с того, что ученые давно изобретали способы электронной передачи данных. В 1960-х годах в СССР придумали общегосударственную автоматизированную сеть (ОГАС). Все советские предприятия должны были объединиться в этой сети и передавать друг другу информацию, нужную для планирования экономики, вроде: сколько товаров произвели на таком-то заводе. Эту сеть еще часто называют "советским интернетом" или "прообразом интернета", хотя сравнение не верно. Технически она сильно отличалась от того, что позже назовут интернетом. ОГАС так и не была создана по нескольким причинам: крайне дорого, сложно, а еще ученым, которые могли взяться за реализацию, нужно было дать засекреченные данные. Такие проекты делали не только в Советском Союзе, например, сеть, подобная ОГАС, работала в Чили в 1970-х годах.
Интернет в нашей стране в том виде, в котором мы его знаем, зародился в 1989 году в Курчатовском институте. Здесь образовали кооператив "Интерфейс" (впоследствии "Демос"), где сотрудники попытались соединить компьютеры с помощью модемов. В 1990 году зарегистрировали домен su, тогда же появился первый провайдер "Релком" (он, кстати, работает и сейчас), первым сайтом стал ресурс отделения математики РАН. А к 1994 году в зоне su было зарегистрировано несколько тысяч доменов.
"Национальный домен ru стал преемником su, — рассказывает Василий Велихов, директор-координатор Объединенного вычислительного кластера Курчатовского института. — После того как он появился, новые ресурсы регистрировались в этой зоне. При этом домен su оставался, большинство ресурсов, существовавших на тот момент, не перерегистрировались в ru. Но завести новую страницу в домене su было нельзя до начала 2000-х, а сейчас это снова возможно".
В 1994 году открывается первая интернет-библиотека на русском языке — lib.ru. В следующем году появляется anekdot.ru. Малочисленные пользователи рунета "зависают" на этих сайтах, ничего более интересного интернет пока не может предложить. А еще у них есть любительская компьютерная сеть Фидонет, которая будет превосходить рунет по числу пользователей еще как минимум два-три года.
"Что видел человек, который подключался к сети Интернет этак году в 1996–97-м, — вспоминает Егор Быковский, руководитель научно-популярного сайта "Чердак". Он был одним из первых обозревателей Рунета и активным участником Фидонета. — Он видел входную страницу его интернет-провайдера, какого-нибудь "Ситилайна" или "России-Онлайн", а на ней ссылки либо на большие интернет-каталоги, либо на какие-то контентные ресурсы вроде lib.ru, anekdot.ru. Или авторские обозрения интернета. С поиском в интернете в те времена было туго, в особенности — с поиском на русском языке. "Яндекса" еще нет, Google тоже. Бал правили большие каталоги интернет-сайтов вроде каталога Ау.ру. И новостей нет — большие СМИ если и имели странички-визитки в Сети, то медийной деятельности там не вели. Я помню разговоры, когда РБК открыл полноценный сайт, о том, какой же в этом смысл, в Сети нет денег, нет бизнеса для больших медиа. Но РБК хорошо выстрелил в кризис 98-го — быстрые бесплатные новости, почти единственные на рынке. Так вот, компьютеров нет почти ни у кого, интернет был труднодоступным. Нужно было иметь дома телефонную линию, а телефоны были не во всех квартирах даже в Москве и Санкт-Петербурге, не говоря о маленьких городах. Купить модем, заплатить провайдеру. И, когда вы в интернете, телефонная линия занята: это неудобно для домашних, долго не посидишь. Еще важно, что интернет был дорогим, поэтому "компьютерщики", как называли всех, кто что-то умел делать с компьютерами, часто предпочитали ему практически бесплатный Фидонет".
Фидонет, придуманный в США в 1984 году, появился в России в 1990 году или чуть раньше. Он был популярнее интернета до второй половины десятилетия. Эта любительская сеть устроена так: есть масса узлов (в 1996 году в мире было 40 тыс. узлов, после их число постоянно снижалось), на них хранится набор конференций, в которых можно общаться с другими пользователями.
Университеты в 90-х открывали интернет-центры, где можно было выйти в Сеть, эти классы были заполнены с утра и до вечера. Их популярность сохранится и в течение нулевых
"Чтобы подключиться к узлу, тоже нужна была телефонная линия, — продолжает Быковский. — Звонок системному оператору — и вы подключаетесь к сети, можно отправлять письма, общаться, там было много тематических конференций, любых, от юмора до политики. В Фидонете информация передавалась не в реальном времени, а с задержкой, иногда приличной, но тогда казалось, что и эта технология — фантастика. Когда я объяснял маме, что можно отправить бесплатное письменное сообщение из Москвы во Владивосток и оно дойдет за час-другой, она не могла понять: "Как это так быстро?"
В Фидонете зарождалась сетевая культура, появлялись первые мемы вроде кащенизма — сетевой троллинг с характерным стилем: "одесский акцент" ("Почему ви таки спгашиваете?") и вежливые издевательские вопросы. В общем, Фидонет был эпохой, но скоро в Рунете станет поинтереснее.
В 1996 году интернет-провайдер "Ситилайн" начинает публиковать у себя на странице русскоязычные блоги. Их ведут как заметные обозреватели, например, Антон Носик (впоследствии известный блогер, писатель, экс-главред Lenta.ru), так и разные блогеры рангом помельче, хотя само слово появилось на несколько лет позже. На популярности никто не зарабатывает, но новая интернет-тусовка всем нравится.
"Интернет был другой, все, кто им пользовался, автоматически были "своими", случайных людей не было, мало кто вообще мог разобраться в нем, — объясняет Егор Быковский. — И мы радовались возможности чем-то поделиться с сообществом, сложно объяснить, это было примерно как братство летчиков или ученых. Вот человек занимается каким-то изобретением, находит новую гипотезу и спешит о ней рассказать. Мы обычно сидели в Сети по ночам, потому что на работе интернета не было почти ни у кого. У нас, например, в "Московских новостях" в середине 90-х был один компьютер с интернетом. Сядешь что-то почитать, к тебе подойдет несколько человек: "Ну что там пишут в интернете?" А что мы писали? Например, я приходил и писал: "Смотрите, что я узнал, расскажу вам интересную вещь". Я видел, что меня прочитали 200–250 человек, это было лестно и здорово — смотрите, процентов десять населения интернета ко мне зашло!"
В начале 90-х Тимофей Бокарев, выпускник Московского института радиоэлектроники и автоматики, работал в компании, которая занималась морскими перевозками. В 1995 году судно продали, и ему пришлось искать другое занятие. Тогда он попал в интернет-тусовку, познакомился с обозревателями и провайдерами, быстро освоился и сделал свой сайт с фейковыми новостями — такие ресурсы в то время были популярны, пользователи воспринимали их как развлечение вроде anekdot.ru. Бокарев скоро понял, как в Рунете можно заработать.
"Интернет-реклама появилась на Западе, — вспоминает он. — Я понимал, что скоро у нас будет такой рынок. Стал делать статичные баннеры и размещать их на своем сайте. А потом открыл агентство "Промо.ру". Это название мне посоветовал Тема Лебедев, который был уже заметным в тусовке, он сказал: "Тим Продакшн" — это местечково, давай так". Потом я переименовал его в "Промо Интерактив". Появились первые баннерные сети, одна сеть объединяла владельцев сайтов: от anekdot.ru до маленьких страниц. Клиент заказывает рекламу, я делаю баннеры и размещаю на сайтах участников. Скоро открылись другие рекламные агентства. Я вместе с баннерной сетью RLE провел первое исследование интернет-аудитории и рассказывал на первой профессиональной конференции "Кто такие интернет-пользователи?". Это были мужчины, в основном — технари и финансисты. В общем, предложений на рынке становилось больше, но продавать рекламу было трудно. Мы чувствовали себя миссионерами, когда приходили куда-то и говорили: "Смотрите, есть такая вещь, как интернет, и когда-нибудь он обгонит все другие медиаканалы". А нам в ответ: "Что? Интернет обойдет телевизор? Этого не будет". А в итоге ведь так и получилось".
Маркетологи не верили в интернет. Основатели бизнеса были настроены иначе, они порой сами искали Бокарева, чтобы разузнать у него про новый канал продвижения. Первым его крупным клиентом стал Герман Клименко, владелец компании LiveInternet, тогда основатель юридической фирмы. В числе первых рекламу в Сети давали финансовые и IT-компании, а в конце 90-х массово пришли автодилеры.
"Можно сказать, что рынок интернет-рекламы в России появился в 1997 году, до этого была "раскачка", — говорит Тимофей Бокарев. — Реклама стоила дешево по сравнению с другими каналами. Когда Mail.ru было несколько недель, мы обсуждали: сколько должен стоить баннер на главной странице сайта, чтобы клиенты "потянули"? Решили — что-то в районе $40. Хотя мы изначально "брали" не тем, что у нас недорого, а объясняли, что здесь качественная аудитория. В развитии рынка большую роль сыграл рамблеровский рейтинг. Какое-то время мерилом успеха для компании были перемещения в ТОП-100 сайта".
Рекламные технологии были примитивные, хотя работал геотаргетинг (показ рекламы по расположению пользователя, он настраивался по ip-адресам). В агентстве Бокарева, когда он уже оброс сотрудниками и офисом, первым начали делать flash-баннеры (анимированные, а не статичные картинки), и это считалось прорывом. А еще реклама 90-х "выскакивала" на весь экран и часто раздражала пользователей, но рекламщики начнут искать более интеллигентные решения намного позже. С того времени у Бокарева осталась "Энциклопедия интернет-рекламы", написанная им, в конце 90-х и в нулевых ее читали студентам в вузах, небольшая доля в "Промо Интерактив" (он продал агентство и теперь занимается бизнесом по созданию настольных игр) и много историй, которые сейчас кажутся удивительными.
"Был у нас заказчик — дистрибьютор табака, мы для него сделали целый контент-проект, — рассказывает он. — У меня были разные домены — тогда можно было легко получить почти любое доменное имя. Зарегистрировали для него домен табак.ру, — Бокарев открывает сайт, подтверждает, что ему есть 18 лет, и видит, что он давно не обновлялся. — Просто бесплатно отдали такой домен, только взяли деньги за работу. Сколько бы сейчас стоило такое имя? Скорее всего, речь о нескольких миллионах рублей".
В середине 90-х интернетом пользовались в основном люди с техническим образованием, финансисты, журналисты, студенты, руководители компаний. Но в начале нулевых здесь постепенно начинают "зависать" офисные сотрудники и школьники
© Митя Алешковский/ТАСС
В 1996–1998 годах появляются четыре компании, которые скоро "приведут" в интернет массовую аудиторию — от школьников до клерков. Это поисковые системы Rambler, "Апорт", "Яндекс" и Mail.ru. Эти проекты убыточны, их основателям нужны деньги на развитие. Но их перспективы считаются туманными, инвесторы осторожно наблюдают за ними, и первые вливания в проекты происходят в конце 90-х и начале нулевых.
"Я в своей "первой жизни" в 80-х, как ученый математик, занимался оценкой эффективности сетей, а во "второй", в 90-х, делал в этой сфере инфраструктурные проекты как предприниматель. Поэтому не сомневался, что интернет изменит экономику и мир, а эти маленькие компании по мере роста пользователей могут стать успешными бизнесами, — рассказывает Леонид Богуславский, основатель инвестиционной компании ru-Net и первый инвестор "Яндекса" и интернет-магазина Ozon.ru, в 2000 году он вложил в поисковик $5,27 млн, а в Ozon.ru $3 млн. — Я в них верил. Поэтому рискнул по большому — уволился с крутой должности старшего партнера PwC и начал инвестировать в стартапы. Почему такие суммы инвестиций? Уже было понимание рынка. Например, на тот момент у Rambler и "Апорта" были сделки с инвесторами, суммы не скрывали. Первое время "Яндекс" почти ничего не зарабатывал, но довольно быстро — в 2002 году — вышел на безубыточность и даже первый раз распределил дивиденды. А к 2005 году он уже стоил сотни миллионов долларов".
Не все интернет-инвесторы в итоге остались довольны первыми сделками. Успех каждого из четырех главных интернет-проектов, стартовавших один за другим, зависит от основателей и их команд. Изначально, по мнению Богуславского, у проектов были равные шансы на успех. Но скоро закрылся "Апорт" (сейчас это агрегатор товаров), а Rambler, который сначала считался лучшим из четверки, сильно сдал позиции. Одна из главных причин — в отношениях инвесторов с основателями.
"На самом деле — это "классика", так случается довольно часто — объясняет Леонид Богуславский. — Глава компании, который привлекает деньги, должен понимать, кто и зачем инвестирует, какие у инвестора представления о бизнесе, где могут возникнуть разногласия. Rambler и "Апорту" не повезло. Инвесторы Rambler — хорошие финансисты, но они допустили ошибку — быстро разругались с основателями, те ушли из управления. И так у Васильева с Хуако оказался такой "чемодан без ручки", и Rambler стал переходить из рук в руки. А это был классный проект, можно сказать один из основателей рунета. Инвестор "Апорта" был стратегом и предложил серьезные деньги, но опять же из-за отношений с основателями поисковик в итоге "умер" внутри "Голден Телеком". "Яндексу" и Mail.ru повезло с инвесторами. И нам повезло с Воложем и Сегаловичем. "Яндексом" управляла команда во главе с Аркадием Воложем, они принимали все решения, мы, конечно, обсуждали вместе многие вопросы и что-то советовали им, но в конечном счете решение оставалось за командой "Яндекса". Это был партнерский разговор. Но вряд ли можно однозначно заранее спрогнозировать, получится или нет выстроить отношения, взаимодействие основателя и инвестора".
https://tass.ru/tehnologii/6283863
© 2020, Региональная общественная организация «Санкт-Петербургский союз журналистов» - Санкт-Петербургское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России».