Владимир Касютин
Согласно теории Дарвина, выживает тот, кто лучше приспосабливается к изменениям. Занятно. Сколько богатых и знаменитых изданий на нашем веку канули в Лету. Сколько малых, не хватающих с неба звезд, живучи как тараканы.
«Я не верю, что моих сотрудников можно научить делать приличную газету», – признался директор небольшого медиахолдинга. Дело не в профнепригодности. Скорее – в том, что держат нос по ветру.
Это на бумаге у них всё сложно, а зайдешь в сети – не хуже других: подписчики, лайки, охваты. Дело ладится потому, что здесь на фиг не нужны макеты, верстка и жанры. Работает старое правило: будь проще – и люди к тебе потянутся.
Недосягаемыми высотами для нас были произведения титанов прошлого. Сегодня в нашем кругу каждый, у кого хватает ума и терпения на опусы форматом больше поста, где есть пища для души и ума, – почти звезда.
Новое поколение журналистов вообще не расположено к текстам, предпочитая «жить в моменте и быть в кадре». И пусть в этом мире нет праздников и больничных. Тому, кто переходит улицу, утонув в телефоне, ни к чему выходные.
«Еще больше новостей на сайте и в социальных сетях» – это горделивое воззвание все чаще красуется в шапках местных газет. На первый взгляд, странно: а) сами наступаем на горло принту; б) что в интернете, что на бумаге, собственно, новостей не густо; в) львиная доля публикуемых информашек абсолютно бесполезна для жизни.
Подозреваю, что кое-кто услышал поступь истории и уже перестраивается, чтобы остаться в живых. Что-что, а чуйка у нашего брата работает.
Так что, с традиционной журналистикой покончено? Ни в коем случае. Эта каша будет вариться, пока последний писатель районки не уйдет на покой. Есть прекрасные авторы с длинными текстами и на больших взрослых сайтах. Читают ли их творения массы – это интересный вопрос, но, как говорится, совсем другая история.
Владимир Касютин,
«Журналистика и медиарынок», №1-2, 2025