Владимир Касютин
– А зачем вообще нужна сегодня газета? – спросил меня юный фотокор, едва устроившийся в редакцию. Я не стал прятаться за завесу правильных слов.
– Во-первых, чтобы прокормить тебя и твоих коллег, интернет в этом нам пока не помощник.
– Во-вторых, … – Тут я притормозил, пытаясь найти веские аргументы.
– Новости? – Чиновники и полицейские научились вывешивать на своих сайтах хронику, а системно окучивать территорию в поисках человеческих новостей способны немногие.
– Проблемы жителей? – Самые пробивные и без нас в соцсетях денно и нощно вещают о личных радостях и печалях.
– Объявления? – Пожалуйте на специализированные порталы!
– Поздравления? – Вперёд в социальные сети!
– Телепрограмма? – Нажмите кнопку в смарт-телевизоре.
– Гороскоп, неблагоприятные дни, лунный календарь? – Только намекни в поисковой строке.
– Истории про людей? – Может быть, но сколько охотников платить за их чтение на бумаге?
Штрихи к портрету почитателя бумажной прессы. Это человек, не имеющий доступа в Интернет, или не владеющий гаджетами. Или человек подневольный, оплачивающий подписку по приказу старших товарищей. Есть ещё человек влюблённый в родную газету, невзирая на внешность и содержание, но таких, увы, капля в море.
Наш главный спасательный круг – публикация нормативки потихоньку идёт ко дну, кое где власти уже отказываются платить, вывешивают документы в онлайне, и, вообще, не обращают внимания на профессиональные медиа, обходятся самопалом.
Впору бросать чепчики в небо – свобода! Ни тебе цензуры, ни поручений, от которых нельзя отказаться, да поздно. Лет бы на двадцать раньше, когда реклама и подписка были большими, а Интернет маленьким.
Кто-то, пытаясь удержать расположение начальников, совершает привычные ритуалы в онлайне, но безуспешно. В шутках-прибаутках молодёжь не перещеголяешь, сервильность здесь не канает, а обсуждать больное по-взрослому страшно.
Пьеса ещё не доиграна. Где-то без устали пляшут вокруг читателей, чтобы не разбежались, где-то используют их консерватизм и медленное проникновение технологий.
Конечно, можно сказать: на мой век хватит, круче регулярно задавать себе вопрос, поставленный любопытным коллегой.
Владимир Касютин
Журналистика и медиарынок
№ 9-10, 2021