Санкт-Петербург,
Невский, 70,
Дом журналиста
+7 (812) 670-2599
Недавние события в махачкалинском аэропорту привлекли внимание многих сограждан к российскому Кавказу, вызвали злорадный интерес у западных политических аналитиков и у невозвращенцев. Вздрогнули и кое-кто из российских политиков: помимо руки зарубежных супостатов в погроме увидели и провалы в работе властей. Вероятно, обе точки зрения имеют право на существование. О событиях в Махачкале написано и сказано много, но я убежден в главном: это все же эпизод, который не может определить отношения между народами России.
Горские евреи, или, как их еще называют, таты, начали сюда переселяться сотни лет назад, они пришли на Кавказ из Ирана в V-VI веках. После завоевания Россией Северного Кавказа таты стали селиться рядом с русскими крепостями и административными центрами. Центром горского еврейства все эти годы продолжал оставаться Дербент.
Заметим, что это древнейший из ныне существующих городов России. В центре его находится замечательная скульптурная композиция: здесь изображены имам Джума-мечети города, православный батюшка и один из руководителей еврейской общины. Впервые в переписи населения в СССР горские евреи были выделены как народ в 1926 году. Тогда их насчитывалось 26 тысяч. Как справедливо заметил Владимир Путин, в Дагестане они титульная нация. Сегодня проживающие в Дагестане народы не знают другой земли, другой страны. Здесь они родились, выросли, за эту землю сражались и умирали.
Кавказская война России продолжалась 60 лет. Это был один из самых продолжительных воен-ных конфликтов в истории, о чем наши просвещенные современники мало что знают. Покорение Кавказа в XIX веке считалось важной задачей динамично расширяющейся империи. Но заплатить за присоединение этих земель пришлось дорогой ценой. Война без всяких правил и договоров серьезно повлияла на российское общество, положила начало процессам интеграции Северного Кавказа в состав России. Ряд исследователей считают, что некоторые из этих процессов продолжаются и сегодня.
Писатель и историк Яков Гордин, автор книг о кавказских войнах, говорил мне: «Не будем забывать, что помимо пролитой на этой земле крови существовало мощное взаимное тяготение России и Кавказа. Можно с уверенностью говорить о влиянии культурно-психологического феномена Кавказа на русское общественное сознание XIX века, русскую культуру, литературу. Тогда в России существовала категория людей, которых называли „кавказцами“. Русские офицеры, генералы, служившие на Кавказе, любили эту землю, она не казалась им чужой. Это настроение проходит через многие воспоминания.
В среде русских офицеров того времени было много людей просвещенных, пропитанных либеральными идеями. Не забывайте, что они прошли Европу, увидели другие ценности. Многие из них были искренне убеждены, что несут горцам цивилизацию. Для многих кажется удивительным, что генерал Александр Барятинский с почетом встречал плененного Шамиля, но в рамках „правил игры“ того времени странным показалось бы, если бы Барятинский поступил по-иному. Почетный прием Шамиля, кстати, был обусловлен и прямым указанием императора».
К этому следует добавить, что с XV века местные дагестанские правители неоднократно обращались к русским царям и императорам с просьбой о покровительстве и принятии в российское подданство. Об этом сохранились многочисленные документы. Когда люди долго находятся рядом, если даже их народы пребывают в состоянии войны, так или иначе происходят контакты, взаимопроникновение культур, находится места в душах не только ненависти и мести, но и чувствам, которые мы называем романтическими. Любовь Печорина к черкешенке Бэле у Михаила Лермонтова будто списана с одной из множества историй, происходивших в те годы на Кавказе. Юные горянки влюблялись в молодых офицеров императорской армии, и эти чувства были взаимными. Хорошо образованные и воспитанные, пусть и враги, они сулили горянкам новую жизнь. Удивительно драматической была история любви сына Шамиля и русской девушки.
Россия пришла на Кавказ, когда ситуация здесь напоминала перегретый котел. Традиционно этот регион был зоной интересов Турции и Персии. Они с переменным успехом закреплялись на кавказских территориях. Весьма активно продвижению России на Кавказ мешали англичане. Английская разведка, как свидетельствуют документы из архивов Великобритании, плотно работала по черкесскому вопросу, была готова помогать полевым командирам горцев в войне с Россией оружием, деньгами, советниками.
Как похоже это на нашу эпоху! Так, участие разведслужб Великобритании в чеченской войне — доказанный факт. В Лондоне не остановились, даже когда террористы похитили в 1998 году четырех английских инженеров, пытали, а затем обезглавили, выставив отрубленные головы на трассе Ростов — Баку. Именно в английской столице нашли сегодня убежище чеченские бандиты, в числе которых Ахмед Закаев.
Значительную, если не решающую роль в том, что война имперской России с кавказскими народами длилась так долго и принесла существенные потери, сыграл признанный лидер горцев имам Шамиль. Это был человек большой силы воли, мужества, патриот своей земли. Он получил прекрасное по тем временам образование, его наставник, шейх Джамалуддин Казикумухский, был одним из самых образованных людей своего времени.
Интересно складывалась судьба военнопленных и перебежчиков императорской армии, которые, изменив присяге, пошли на службу к вождю горцев. Когда мы говорим о русских солдатах, следует уточнить, что больше половины их не были русскими по национальности. Среди пленных были украинцы, финны, венгры, особое место занимали поляки. Много поляков и украинцев служили Шамилю, помогая ему организовать и управлять артиллерией. Среди поляков были и личные телохранители имама. Руководители польского национально-освободительного движения при поддержке Англии и Турции пытались превратить Кавказ в пылающий костер на границах России.
Война на Кавказе закончилась поражением горцев. Шамиль после заключения мира оказался по существу единственным военнопленным. Остальные горцы разбрелись по аулам и не подвергались преследованиям. Под Харьковом Шамиль и его свита были представлены императору. Когда его подвели к Александру II, разрешив имаму оставить личное оружие, неожиданно для всех царь раскрыл объятия вчерашнему врагу. Местом постоянного пребывания Шамиля в России избрали Калугу, где он и его свита разместились в специальной резиденции. Ему привезли и большую часть его библиотеки. А в 1870 году имаму разрешили уехать в Мекку, где он скончался и был похоронен.
Русский офицер Дроздов, участник Кавказской войны, пишет: «Мы чувствуем невольное уважение к этому противнику, который, невзирая на небольшие силы, умел в течение стольких десятилетий биться против титана и умирать, не издав ни единой жалобы».
Сегодня Дагестан — это самая многонациональная республика в России, в ней проживают более 3 млн человек. Большинство дагестанцев поддержали создание СССР, отважно сражались на фронтах Великой Отечественной. Именно в Дагестане пытались найти опору чеченские сепаратисты. В августе 1999-го боевики под командованием Шамиля Басаева, Хаттаба и Арби Бараева вторглись в республику. Первыми на пути бандитов встали местные добровольцы и ополченцы. Многие из них погибли в боях.
Та война закончилась поражением боевиков и победой Владимира Путина, только возглавившего правительство России. Неслучайно президент не так давно назвал республику любимой. Дагестанцы интегрированы в общественное пространство России: они трудятся на высоких должностях в государственных и общественных организациях, в бизнесе, дагестанские спорт-смены приносят славу стране. Первым Героем России за участие в СВО стал старший лейтенант, командир десантно-штурмовой роты Нурмагомед Гаджимагомедов. Еще раньше этого звания удостоился посмертно офицер Росгвардии Магомед Нурбагандов, который под дулом бандитского пистолета за несколько мгновений до смерти сказал: «Работайте, братья!»
В Дагестане всегда себя комфортно чувствовали люди разных национальностей. Не забуду юбилей Рамазана Абдулатипова на его малой родине, в высокогорном Тляратинском районе. Тогда Рамазан был заместителем председателя Совета Федерации, позже возглавил Дагестан. Все мы поучаствовали в открытии рядом с его отцовским домом памятника первой русской учительнице. Рамазан показал и свою школу, куда каждый день он ходил по крутому склону горы. Дорога только в один конец занимала час.
В 2006 году памятник первой русской учительнице открылся и в центре Махачкалы. Надо понимать, что в республике, где только официальных языков 14, до революции общего языка не было. Возникали ситуации, когда люди в соседних аулах не могли друг друга понять. Таким языком, который всех объединил, стал русский. Он помог многим дагестанцам получить высшее образование, открыл дорогу в новую жизнь, сплотил народы. На самом деле это памятник благодарности не только учителям, но и инженерам, врачам, агрономам — всем, кто приехал из России и внес вклад в развитие республики. Так что слова Магомеда Нурбагандова «Работайте, братья!» адресованы всем народам Дагестана. Вне зависимости от национальности.
© 2020, Региональная общественная организация «Санкт-Петербургский союз журналистов» - Санкт-Петербургское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России».