Санкт-Петербург,
Невский, 70,
Дом журналиста

+7 (812) 670-2599

Мавлида Якупова: Память не должна быть короткой

A A= A+ 21.04.2025

 

Часто думаю: повезло ли моим нынешним коллегам с наставниками настолько, насколько повезло с ними в жизни мне? И хотя сама уже давно в разряде наставников, но не могу не вспомнить о них сегодня, и есть тому несколько поводов.

 

Серафим Вайсман

Серафим Яковлевич, ставший моим главным учителем в журналистской профессии, родился в незабвенный старый День печати - 5 мая. Эвакуированный в самом начале войны в составе коллектива одесского завода, Вайсман навсегда прописался в Башкирии, ставшей второй родиной и раскрывшей в молодом пареньке талант журналиста. Он один из первых редакторов «Сибайского рабочего», затем работавший заведующим собкоровской сетью республиканской газеты «Советская Башкирия». Именно такой путь вслед за своим наставником прошла потом и я. И этим мы гордились, кажется, оба: он - как наставник, я - как ученица. Судьба распорядилась позднее еще с десяток лет поработать рядом с его дочерью-юристом в Центральной избирательной комиссии РБ.

В моем родном городе Сибае до сих пор помнят и чтят Серафима Яковлевича. Не только потому, что приехал по направлению обкома партии на должность редактора. Именно на его долю выпали неимоверные сложности становления городской газеты. Это сегодня в столице Башкирского Зауралья не одно печатное издание, есть местное телевидение и радио. А тогда город и сама издательская деятельность только-только вставали на ноги.

Главное, на что сделал упор в своей работе Серафим Яковлевич, - нашел друзей газеты в лице руководителей предприятий, создал авторский актив - то, без чего страдают сегодня многие СМИ (хотя не все и не всегда признаются в этом). Создавая школу рабочих корреспондентов, Серафим Яковлевич, полагался на собственную интуицию, чтобы оценить индивидуальность начинающих авторов. И ведь не ошибся - какой жгуче интересной была в те годы местная газета! Она писалась коллективно - сердцем и мыслями ее авторов. Он всегда оставался благодарным, что мы продолжили в «Сибайском рабочем» традицию школы рабочих корреспондентов, созданную им.

А чего стоят «уроки новаторства»! Их генерировал Серафим Вайсман, он же и выступал в качестве главного организатора: собирал участников, готовил выступающих, по крупицам аккумулировал зерна их идей, а затем обобщал и тиражировал в газете опыт строителей треста «Башмедьстрой», на базе которого и проходили эти уроки. Он лично был знаком с каждым руководителем, знал проблемы рабочих, которые открывались ему, делились наболевшим.

- Папа не работал - папа жил работой! - вспоминает его дочь Татьяна Серафимовна Геполова. - Для него не было ни выходных, ни праздничных дней - он все время был за печатной машинкой, все время мыслил, писал. Удивительно, время шло, а он умел ему соответствовать - шагать, так сказать, в ногу. До последних дней жизни в свои 84 года оставался собкором федерального издания - «Строительной газеты».

В этом человеке всегда кипели идеи, которыми он заряжал окружающих. Серафим Яковлевич «накрывал волной» всех, кто находился рядом, а газетные публикации были просто на зависть. Другим его невозможно было представить. «Но вот что меня удивляет, так это слабая память ныне здравствующих работников редакции, - с нескрываемым разочарованием говорит Татьяна. - Память не должна быть короткой, тем более в отношении тех, кто оставил заметный след в республиканской журналистике».

В 2017 году не стало Серафима Вайсмана. Печатная машинка в доме замолкла вместе с его голосом. Ушел тихо и неслышно, совсем не так, как жил - ярко, бурляще, звучно. Помню, во время одной из последних наших встреч показал подаренную молодым коллегой книгу с надписью: «Человеку, который меня заметил». «Ты знаешь, теперь этот человек меня не замечает», - как-то грустно, но без тени обиды обронил Серафим Яковлевич.

Когда спустя годы Татьяна Серафимовна напомнила о приближающемся столетии отца, который, по ее словам, «был самым правильным папой», мне до боли захотелось поговорить и с ним. Вековая дата уже не застала его, и у меня родилась мысль написать письмо «Наставнику, круче которого не было» – пусть он услышит, пусть он прочтет, ведь газета всегда была его бурной стихией. Не зря говорят мудрецы, что там, на небесах, ушедшие в мир иной все чувствуют, что на земле.  «Кажется, что прошла целая вечность без вас! - писала я тогда. - А вот и год такой настал в нашей стране, именуемый Годом педагога и наставника. Ваш год. Ведь я лишь одна из десятков подопечных, которым вы помогли постичь азы журналистики, и не только…». Человек-эпоха, уникальная личность, Серафим Вайсман прожил интересную, насыщенную жизнь.

 

Давид Гальперин

«Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…». Это строки из любимой песни бесценного для старшего поколения башкирских журналистов человека – ответственного секретаря правления Союза журналистов Башкирии, участника Великой Отечественной войны Давида Самойловича Гальперина. Он сам ее исполнял – на удивление спокойно, сдержанно, но проникновенно.

Не припомню случая, чтобы он рассказывал нам о войне, но она незримо присутствовала в его жизни - это факт. Он больше старался рассказывать и показывать других фронтовиков, привлекал молодых газетчиков к реставрации мемориалов журналистам, погибшим на войне; созданию в редакциях галерей фотопортретов ветеранов; организации творческого конкурса на освещение темы войны. К своим ровесникам-фронтовикам сохранял трепетное отношение, именно по его инициативе в Доме печати установили когда-то памятную доску с именами журналистов Башкирии, погибших на фронте. Сегодня эта доска как дань памяти самому Давиду Самойловичу.

Как-то в Уфе он организовал грандиозную выставку военного корреспондента Евгения Халдея (г. Москва) и созвал сюда сотни журналистов из городов и районов республики. До этого никто из нас, собственно, и не слышал о таком человеке. Более того, имя Халдея известно было немногим в целом в России, а его фотографии – всем. По крайней мере две: выполненный в мае 1945 года снимок «Знамя над Рейхстагом», который стал настоящим символом Победы, и знаменитая фотография «Первый день войны» – единственная снятая в Москве 22 июня 1941 года. Так что имя фотографа Победы открыл для нас именно ответсекретарь Союза журналистов Башкирии.

В Уфу Гальперин попал по приглашению Мустая Карима и работал в газетах "Ленинец" и "Советская Башкирия", откуда и перешел в Союз журналистов. По словам его сына Иосифа Гальперина, «это был пример не столько в журналистике, сколько отношения к журналистике. Для него это было святое. Не знаю, как теперь – помнят ли о нем журналисты?».

То, что принято называть сейчас корпоративностью, это все не так. Он относился к журналистам, как к родным – старался помочь, поддержать, поднять их уровень, расширить кругозор. Он старался многое делать в память о журналистах. До сих пор стоят привезенные им из нашего Сибайского карьера валуны у Дома печати. И тот же памятник Шагиту Худайбердину, и мемориальная доска.

Многие из нас относились к нему, как к отцу – не только в силу его возраста, а его неподдельной заботы о каждом из журналистов. В нем были редкостные человеческие качества: доброта, умение слушать и слышать собеседника, желание помочь без ожидания благодарности в ответ. Это был очень творческий, умный и тонкой души человек.

Знаю точно: главными были для него межрегиональные встречи. Давид Самойлович  лично продумывал – как их лучше провести, сам лично готовился и делал ночами обзоры, искал и находил изюминки в глубинках. Это был главный момент его деятельности. В памяти у него хранились всегда имена журналистов районок, он не уставал вытаскивать таланты. Знаю: тепло отзывался о «Сибайском рабочем». Говорил, что всегда можно положиться на этих газетчиков, даже в самых рисковых делах. Нам это льстило… Мне казалось, что он именно ко мне относится доброжелательно. Сейчас понимаю, что уважительное отношение проявлял он ко всем местным журналистам, старался помочь им в повышении профмастерства.

Помню, как Давид Самойлович готовил меня к выступлению на съезде журналистов страны. Попросил приехать в Уфу пораньше хотя бы на денек, чтобы просмотреть текст моего выступления. Встретились в гостиничном номере, допоздна засиделись с правкой. А на прощание Давид Самойлович сказал: «Завтра вас, всех делегатов, одевают». «То есть как это – одевают?» – удивилась я. На завтра, действительно, все делегаты собрались в торговом центре, где нам предложили дефицитные в ту пору одежды. А на самом съезде в Москве каждому делегату подарили по симпатичному серому дипломату (он и сегодня у меня в целости и сохранности).

Наставник призывал журналистов к правде и точности. Делая обзоры наших городских и районных газет, незлобиво, но честно и открыто говорил, что ложь, неверно написанное или озвученное слово может убить человека. Запомнилась постоянно звучавшая из его уст байка о надгробной плите на одном из кладбищ: «Спи спокойно, дорогой товарищ, анонимка на тебя не подтвердилась».

На его обзоры (не в бровь, а в глаз!) невозможно было обижаться. Одно удивляло: как удавалось ему за ночь проштудировать десятки наших изданий, заметить все проколы, но при этом отметить еще ростки талантов, чтобы впоследствии неустанно отслеживать их и вытаскивать на свет божий…А еще эти творческие зональные встречи были, кажется, отдушиной для него самого. Он играл, что называется, до упаду соперников, в шахматы и шашки. Он мог делать это до ночи или утра.

Сегодня, занимая его должность в Союзе журналистов, пытаюсь во многом следовать его добрым традициям. Да, мы создали Клуб журналистов всех поколений – для общения друг с другом. У нас договоренность с чемпионами мира по международным шашкам, которые регулярно приходят обучать журналистов хорошей игре в шашки. Думаю, наш учитель и наставник Давид Самойлович, сам чемпион республики по стоклеточным шашкам, был бы доволен всем этим. Я сверяю свой шаг по нему.

Снова и снова я вслушиваюсь в песню «Журавли» в исполнении казахских школьников из Талды-Кургана, взорвавшую однажды в канун Дня Победы интернет. И, кажется, в этом многоголосье слышу родной голос незабвенного Давида Самойловича: «Настанет день, и с журавлиной стаей я поплыву в такой же сизой мгле, из-под небес по-птичьи окликая, всех вас, кого оставил на земле».  Он здесь, он с нами. Через два месяца, 7 июля 2025 года, ему исполнилось бы 100 лет.

 

Гадий Арсланов

Идею об учреждении премии участника Великой Отечественной войны, в прошлом главного редактора городской газеты «Стерлитамакский рабочий» Г.М.Арсланова предложила его дочь – Альфира Арсланова, член Союза журналистов России, проживающая в Москве. Вместе мы решили приурочить конкурс к 100-летию ее отца Гадия Мухамадиевича и посвятить героям Отечества, чью Победу 9 мая 1945 года страна будет праздновать в 80-й раз.

О первых днях на войне, потерях товарищей, фронтовых буднях, замечательных друзьях и строгих военачальниках будущий журналист, прошедший фронтовой путь от Курской дуги до Берлина, начал писать уже там, в окопах. Пронзительные истории об однополчанах, юношеское осознание ценности жизни на волоске от смерти, величие Победы после адских битв за родные города и европейские столицы легли в основу публикаций в «Стерлитамакском рабочем» и в посмертно изданной семьей книге «Древо жизни». В свое время писатель Виктор Астафьев высоко оценил искренность и правдивость воспоминаний, назвав автора «совестью народа».

Работая главным редактором городской газеты, Арсланов продолжал быть борцом на журналистском поприще, защитником гражданских прав горожан. Он собрал коллектив крепких профессионалов, на счету которого было немало побед на экологическом фронте, в противопреступной и антикоррупционной деятельности. Доверительные отношения с читателями газеты в 1966-1990-е годы строились на правдивости, объективности и неравнодушии к человеческим бедам журналистов газеты.

Вспоминаю, какой влиятельной была руководимая им в те годы газета. Не только мы, сибайские его коллеги, а все журналисты республики держали равнение на «Стерлитамакский рабочий». Он многому научил лично меня, заступившую в свои 29 лет редактором. Учил той самой правде, которую нужно нести через печать – без эмоций и слез, уверенно и компетентно, на основе общественного мнения (через письма читателей, встречи с ними) и служить мостом между населением и властью.

Наш журналистский конкурс посвящен незабываемым годам талантливого организатора, автора и гражданина города Стерлитамака, а также всем жителям, кому небезразлична история города, республики, страны. В наших главных союзниках и партнерах – коллеги из «Стерлитамакского рабочего» и информотдела администрации ГО г.Стерлитамак. Уже поступили к нам десятки работ от десятков коллег. Читать их радостно. Итоги подвед`м 14 июня в День республиканской печати.

Хочу продлить память о своих наставниках – как могу, как умею. И к этому призываю своих коллег, ведь главными учителями были наставники из нашего журналистского сообщества. Каждый день, шаг за шагом они открывали нам мир профессии. У нас не было персональных блогов, мы делали общее дело. Жизнь, конечно, круто поменялась, и наставничество незаметно куда-то ушло в небытие, а наши журналисты постепенно стали «сами с усами». Может, оттого и подрастерялись тиражи, что авторов своих пораскидали, письмами читателей (самым дорогим богатством!) перестали дорожить. Верю: память у коллег не будет короткой. Ведь неслучайно в масштабах страны указом президента России поддержано наставничество - оно касается не только учительства.

 

Мавлида ЯКУПОВА, ответственный секретарь Союза журналистов Башкортостана, заслуженный журналист России. Уфа

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER