Санкт-Петербург,
Невский, 70,
Дом журналиста

+7 (812) 670-2599

Алексей Вишневецкий: О том, чего не хватает новой журналистской школе

A A= A+ 03.12.2024

 

В настоящее время в большинстве сфер берётся курс на развитие молодёжной политики, и журналистика в этом не отстаёт. Заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий рассказал журналистам радио «Южная Волна» о том, чего не хватает новой журналистской школе, а также о том, что является причиной кадрового голода.

Вопрос важности получения высшего образования на факультетах журналистики обсуждается уже на протяжении нескольких десятков лет. Обучение в ВУЗах даёт теоретическую базу исходя из понятия «всего по чуть-чуть»: чуть-чуть истории, чуть-чуть литературы, философии, однако при этом даётся информация по профильным предметам. Но самое главное, по мнению Алексея Вишневецкого, то, что студенты могут проходить практику и активно знакомиться с работой средств массовой информации и опытными коллегами: 

«Если человек хочет стать журналистом, у него есть все возможности благодаря журфаку, при отсутствии каких-то связей в журналистском мире, в него попасть. Ведь к нам очень сложно войти. Мы же прекрасно понимаем, что с улицы очень трудно попасть в редакцию. Все-таки студент журфака получает такую возможность. Высшее образование, в том числе журфаковское, очень важно. Что даёт высшее образование? Не какой-то объём знаний, не исторические даты, которые ты запомнил, не 10 книжек, которые ты под напором преподавателя прочитал. Любое высшее образование оно даёт человеку умение в короткий срок собрать огромный объём информации, проанализировать его и выдать какое-то короткое резюме, а это и есть главное умение журналиста, понимаете, в короткий срок собрать большое количество информации и что-то из неё сделать, выдать на публику».

Для того, чтобы журналистское образование не превращалось в «формальность», со студентами должны работать действующие журналисты. Однако далеко не на всех журфаках применяется эта практика. Почему так происходит подробно рассказал Алексей Вишневецкий:

«На любом журфаке, помимо теоретиков, должны работать практики или не работать, но приходить и вести какие-то практические дисциплины, какие-то курсы давать. И это должны быть не сбитые лётчики-пенсионеры, а именно работающие журналисты, находящиеся в обойме, находящиеся в информационном ритме, выбирающие время, но я сейчас про себя как-то получается, говорю, как я практики должны работать со студентами в обязательном порядке. Где-то это есть, где-то этого нет. Вот там, где этого нет, журналистское образование превращается в некую формальность. Я отношусь к своему преподаванию, как к некоему волонтёрству, потому что то, что платят преподавателям, безусловно, никак нельзя рассматривать как форму заработка. Совсем бесплатно работать аморально, но то, что платят в наших вузах, это в любом случае, конечно же, абсолютно неадекватно, по крайней мере затратам, даже эмоциональным, не говоря уже о затратах времени».

Ещё одной проблемой современного образования, по мнению зампредседателя, является Единый государственный экзамен. Именно он загоняет молодых людей в рамки, не давая творческого развития и воспитывая общество потребителей:

«Введение системы ЕГЭ — это преступление против российского народа, то, что было сделано в конце девяностых, от чего мы никак не можем избавиться. Когда вводилось ЕГЭ в 99 году, тогдашний министр образования сказал замечательную фразу. Он сказал: «Мы должны уйти от советской системы образования, воспитывавшей человека-творца, и воспитывать человека-потребителя». Это в принципе удалось сделать. Я прекрасно видел на примере своей дочки и других людей, чем занимаются школьники в 10 и 11 классе. Они не учатся, они готовятся к ЕГЭ. Вообще, в принципе, тестовая система это американская система, которая была введена в пятидесятые годы для умственно отсталых детей, которым было тяжело отвечать на вопрос. Им нужно было дать варианты ответов. Затем, из соображений толерантности, чтобы умственно отсталые дети не чувствовали себя ущербными, эта система в Америке была распространена и на здоровых детей. Потом она внедрялась у нас на наших здоровых детях. У нас прекрасные, замечательные дети, но их стали считать умственно отсталыми. Такими они выходят из школы. Вопреки этой системе, ряд детей становятся нормальными, интересными молодыми людьми».

Таким образом, система ЕГЭ, по мнению зампредседателя, вгоняет в рамки, пресекая творческое начало, в результате чего молодые журналисты не могут «раскрыться» в профессии, уходят из неё, создавая кадровый голод. Отсюда и дефицит действующих журналистов среди преподавателей, что также негативно сказывается на обучении будущих специалистов.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER